В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база:
Федеральный уровень
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022 об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области -
Муниципальный уровень
Уровень образовательной организации
- Положение о наставничестве
- Приказ «Об утверждении Программы наставничества образовательной организации».
- План мероприятий (дорожная карта) по реализации Программы наставничества в образовательной организации.
- Приказы о закреплении кураторов, наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью и письменное согласие педагогического работника на закрепление за ними наставника.
- Локальные акты, регламентирующие меры стимулирования педагогических работников образовательных организаций,
- Соглашения с другими образовательными организациями, оказывающими содействие и сопровождение системы (целевой модели) наставничества обучающихся и педагогических работников, включенных в систему наставничества.
- Персонализированные программы наставничества педагогических работников
Полезные ссылки
В 2022-2023 учебном году промежуточные результаты реализации проекта "Наставничество для развития гибких навыков участников образовательных отношений" были представлены на Муниципальном образовательном событии «Инновационный каскад – 2022»
1) XIV Ярмарка Инновационных практик педагогов
Выступление Осиповой Н.М., зам. директора по УВР. Программа "Моя будущая карьера" (продукт)
2) Участие в сетевом конкурсе эссе педагога и ученика "Результативный союз: Учитель + Ученик"
Чистова В.К, эссе "Мой любимый город"и эссе "Моя мечта"
3) Участие в Профессиональная площадка «Мастерская профи»
Кучина О.Г., заместитель директора по УВР; Савина Н.В., заместитель директора по УВР, «Обновление форм взаимодействия педагогов-наставников с обучающимися (из практики работы СОШ №5)», (презентация)
- Информационная справка о наставничестве в СОШ №5
Коллектив школы ежегодно пополняется молодыми специалистами, поэтому в образовательной организации реализуется традиционная модель наставничества «Учитель – учитель», когда опытный педагог помогает молодому учителю. Как правило, это учителя, преподающие один предмет. На 01.09.2022 год молодых специалистов со стажем работы до 3 лет – 5 человек. За каждым из них закреплен наставник. В рамках методической работы реализуется план работы с молодыми специалистами, цель которого - создание условий для успешной адаптации молодых педагогов.
Еще одна форма наставничества в рамках модели «Учитель-учитель» - сопровождение участника профессионального конкурса опытным участником. Данная модель была апробирована в 2020 году, когда совместно с заместителем директора по УВР наставником финалиста муниципального конкурса «Учитель года России-2020» стала финалист регионального этапа конкурса «Учитель года России - 2019».
В школе реализуется и такая модель наставничества как «Учитель-ученик». При подготовке к защите итогового индивидуального учебного проекта у каждого обучающегося в школе имеется наставник. Ежегодно издается приказ о закреплении наставников – тьютеров по проектной деятельности.
Также вместе со своими наставниками обучающиеся готовятся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников ( муниципальный этап), к выступлениям на конкурсах различных уровней.
Анализируя имеющиеся модели наставничества, члены инновационной команды определили две модели наставничества, над которыми планируют работать в текущем году:
«Учитель – ученик», форма «Учитель – группа учеников с особыми образовательными потребностями»
«Учитель – ученик», форма «Учитель – группа учеников»
(сопровождение по профориентационному направлению»)