Меню сайта

Наставник + обучающийся

В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». 
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022  «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Нормативная база:

Федеральный уровень


Региональный уровень

  • Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022 об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области -


Муниципальный уровень

 

Уровень образовательной организации

  •  Положение о наставничестве
  • Приказ «Об утверждении Программы наставничества образовательной организации».
  • План мероприятий (дорожная карта) по реализации Программы наставничества в образовательной организации.
  • Приказы о закреплении кураторов, наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью и письменное согласие педагогического работника на закрепление за ними наставника.
  • Локальные акты, регламентирующие меры стимулирования педагогических работников образовательных организаций,
  • Соглашения с другими образовательными организациями, оказывающими содействие и сопровождение системы (целевой модели) наставничества обучающихся и педагогических работников, включенных в систему наставничества.
  • Персонализированные программы наставничества педагогических работников

 

Полезные ссылки

 В 2022-2023 учебном году промежуточные результаты реализации проекта "Наставничество для развития гибких навыков участников образовательных отношений" были представлены на Муниципальном образовательном событии «Инновационный каскад – 2022»

1)   XIV Ярмарка Инновационных практик педагогов

Выступление Осиповой Н.М., зам. директора по УВР.  Программа "Моя будущая карьера" (продукт)

2) Участие в сетевом конкурсе эссе педагога и ученика "Результативный союз: Учитель + Ученик"

Чистова В.К, эссе "Мой любимый город"и эссе "Моя мечта"

3) Участие в Профессиональная площадка «Мастерская профи»

Кучина О.Г., заместитель директора по УВР; Савина Н.В., заместитель директора по УВР, «Обновление форм взаимодействия педагогов-наставников с обучающимися (из практики работы СОШ №5)»,   (презентация)

 

  • Информационная справка о  наставничестве в СОШ №5
     Коллектив школы ежегодно пополняется  молодыми специалистами, поэтому в образовательной организации  реализуется традиционная модель наставничества «Учитель – учитель», когда опытный педагог помогает молодому учителю. Как правило, это учителя, преподающие  один предмет. На 01.09.2022 год молодых специалистов со стажем работы до 3 лет – 5 человек. За каждым из них закреплен наставник. В рамках методической работы реализуется план работы с молодыми специалистами, цель которого - создание условий для успешной адаптации молодых педагогов.
      Еще  одна форма наставничества в рамках модели «Учитель-учитель» - сопровождение участника профессионального конкурса опытным участником.  Данная модель была апробирована в 2020 году, когда совместно с заместителем директора по УВР наставником финалиста муниципального конкурса «Учитель года России-2020» стала финалист регионального этапа конкурса «Учитель года России - 2019».
     В школе реализуется и такая модель наставничества как «Учитель-ученик». При подготовке к защите итогового  индивидуального учебного проекта  у каждого обучающегося в школе имеется наставник. Ежегодно издается приказ о закреплении наставников – тьютеров по проектной деятельности.
           Также вместе со своими наставниками обучающиеся готовятся  к участию во Всероссийской олимпиаде школьников ( муниципальный этап), к выступлениям на конкурсах различных уровней.
      Анализируя имеющиеся модели наставничества, члены инновационной команды определили две модели наставничества, над которыми планируют работать в текущем году:
     «Учитель – ученик», форма «Учитель – группа учеников с особыми образовательными потребностями»
    «Учитель – ученик», форма «Учитель – группа учеников»
    (сопровождение по профориентационному направлению»)