Меню сайта

Наставничество

                PRO Наставничество 

  В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов
 «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». 
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные
 и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства
 педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
    
 Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской
 Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022  «Об утверждении Положения о системе 
наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных 
общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
      
 Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
 взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на
 организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и 
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

     Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
 поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества
 – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

1.  Нормативно-правовые документы

Федеральный уровень

  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
  • Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
  • Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

Региональный уровень

  • Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области

Муниципальный  уровень

  • ­Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 № 053-01-09/463-1 «О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»

  • ­Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 № 053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»

Уровень образовательной организации

  • Положение о наставничестве , утверждено Приказом №01-01/117-10 от 30.08.2022
  • Положение об индивидуальном сопровождении молодого педагога, утверждено Приказом №01-01/147-05 от 29.09.2023
  • Положение о портфолио педагога, утверждено Приказом №01-01/117-10 от 30.08.2022
  • План реализации модели Учитель - ученик
  • Приказ о наставничестве №01-02/105-32 от 01.09.2022
  • Приказ о наставничестве №01-02/107-64 от 01.09.2023
  • Приказ о проведении семинара "Наставничество как ресурс развития школы" №01-03/13-01 от 26.02.2024
  • Приказ о создании рабочей группы №01-01/04-01 от 13.01.2021
  • Техническое задание на период01.02.2022 – 01.12.2023
  • ИНФОРМАЦИЯ об инновационной деятельности ОО (МИП, МИПр)

Модели наставничества:

2. Пул наставников

Куратор внедрения целевой модели наставничества в СОШ № 5

ФИО куратора: Савина Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР
 

Тел.: 24-52-97

E-Mail: sch5.rybinsk@yarregion.ru

Осипова Наталья Михайловна

Савина Наталья Владимировна

Голеухина Екатерина Михайловна

Шибаева Марина Константиновна

Опыт наставничества по модели 

"Учитель – учитель"

"учитель – группа учеников" (профессиональное самоопределени)

Опыт наставничества по модели 

"Учитель – учитель"

Наставничество конкурсантов профессиональных конкурсов "Учитель года", "Психолог года"

Опыт наставничества по модели 

"Учитель – учитель"

Опыт наставничества по модели 

"Учитель – учитель"

Должность: Зам. директора по УВР

Педагогический стаж: 27

Уровень образования: высшее

Категория:  соответствие занимаемой должности

Должность: заместитель директора по УВР

Преподаваемые учебные предметы: Русский язык, литература

Педагогический стаж: 35

Уровень образования: высшее

Категория: Первая категория

Должность: Заместитель директора по ВР

Преподаваемые учебные предметы: Физическая культура

Педагогический стаж: 11

Уровень образования: высшее

Категория: Первая категория

Должность: учитель

Преподаваемые учебные предметы: История, Обществознание

Педагогический стаж: 37

Уровень образования: высшее

Категория: Высшая категория

Задачи:

Продолжение профессиональной деятельности в качестве педагога в данной образовательной организации.

Повышение качества образовательных результатов обучающихся.

Положительная динамика участия молодых учителей, принявших участие в образовательных событиях разного уровня и в профессиональных конкурсов.

Повышение  уровня удовлетворенности собственной работой.

Положительная динамика уровня  готовности к выбору профессии;  

Разработанный вариант получения профессионального образования;

Индивидуальная образовательная программа обучающегося.

Задачи:

Продолжение профессиональной деятельности в качестве педагога в данной образовательной организации.

Повышение качества образовательных результатов обучающихся.

Положительная динамика участия молодых учителей, принявших участие в образовательных событиях разного уровня и в профессиональных конкурсов.

Повышение  уровня удовлетворенности собственной работой.

Задачи:

Продолжение профессиональной деятельности в качестве педагога в данной образовательной организации.

Повышение качества образовательных результатов обучающихся.

Положительная динамика участия молодых учителей, принявших участие в образовательных событиях разного уровня и в профессиональных конкурсов.

Повышение  уровня удовлетворенности собственной работой.

Задачи:

Продолжение профессиональной деятельности в качестве педагога в данной образовательной организации.

Повышение качества образовательных результатов обучающихся.

Положительная динамика участия молодых учителей, принявших участие в образовательных событиях разного уровня и в профессиональных конкурсов.

Повышение  уровня удовлетворенности собственной работой.

Чистова Вера Константиновна

Белолугова Светлана Сергеевна

Ошанин Кирилл Андреевич

Костров Давид Ризванович

 

Опыт наставничества по модели 

"Учитель – ученик"

Опыт наставничества по модели 

"Учитель – ученик"

Опыт наставничества по модели 

"Учитель – группа учеников с особыми образовательными потребностями"

Опыт наставничества по модели 

Учитель – группа учеников с особыми образовательными потребностями"

Должность: Педагог-психолог

Педагогический стаж: 7

Уровень образования: высшее

Категория: Высшая категория

Должность: учитель

Преподаваемые учебные предметы: Математика, алгебра , геометрия, статистика и вероятность

Педагогический стаж: 11

Уровень образования: высшее

Категория: Первая категория

Должность: Зам.директора по безопасности

Преподаваемые учебные предметы: Основы безопасности жизнедеятельности

Педагогический стаж: 4

Уровень образования: высшее

Категория: соответствие занимаемой должности

Должность: учитель

Преподаваемые учебные предметы: История, обществознание

Педагогический стаж: 3

Уровень образования: высшее

Задачи:

Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы

Рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью

Количественный и качественный рост успешно рализованных образовательных и творческих проектов

Рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы

Задачи:

Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы

Рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью

Количественный и качественный рост успешно рализованных образовательных и творческих проектов

Рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы

Задачи:

Повышение учебной мотивации и улучшение образовательных результатов обучающихся

Формирование ценностей и активной гражданской позиции обучающихся

Преодоление подросткового кризиса и формирование

Повышение удовлетворенности образовательными услугами

Задачи:

Повышение учебной мотивации и улучшение образовательных результатов обучающихся

Формирование ценностей и активной гражданской позиции обучающихся

Преодоление подросткового кризиса и формирование

Повышение удовлетворенности образовательными услугами

В 2023 учебном году прошли обучение на КПК по теме: «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика», 36 часов  на базе МУ ДПО «ИОЦ» г. Рыбинск – 6 педагогических работников школы:  Золотарева Е.В., Ошанин К.А., Савина Н.В., Кучина О.Г.. Осипова Н.М., Костров Д.Р., Чистова В.К.

Стимулирование:

Выписка из Положения об оплате труда

3. Новости

Семинар «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ»

29 февраля 2024 года состоялся семинар «Наставничество как ресурс развития школы» из опыта работы СОШ №5 г. Рыбинска, вышедшей из ШНОР, имеющей статус базовой площадки ИРО по теме «Инструменты управления ОО для улучшения образовательных результатов обучающихся». В работе приняли участие 22 педагога из 15 школ Ярославкой области.

Программа

Школьная команды представила 4 модели наставничества, реализуемых в школе как микропроекты по решению выявленной проблемы: учитель-ученик, учитель-группа учеников с особыми образовательными потребностями, ученики-ученики, учитель-учитель. В моделях задействованы учителя—предметники, администрация школы, ученики медкласса, ученики 5-9 классов, воспитанники подшефных детских садов, внешние партнеры.

4.  Методические материалы

­ Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися - Письмо Минпросвещения РФ N АЗ-1128_08
­ Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях - Письмо Минпросвещения РФ от 23.01.2020

Полезные ссылки

Аналитическая справка СОШ №5 

Шаблон плана работы с молодыми специалистами

5. Презентация опыта

Результаты для экспертов

Статистика по наставничеству

Портфолио Солнцева А.А.

Год Мероприятие Тема
2022-2023

«Инновационный каскад – 2022» Сетевой конкурс эссе педагога и ученика "Результативный союз: Учитель + Ученик

Чистова В.К, эссе "Мой любимый город"и эссе "Моя мечта"
2022-2023

«Инновационный каскад – 2022» Профессиональная площадка "Мастерская профи"

Чистова В.К. Выступление по теме "Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного класса"

2022-2023

«Инновационный каскад – 2022» Дискуссионная площадка "Наставничество: новые возможности или старые традиции"

Кучина О.Г., заместитель директора по УВР; Савина Н.В., заместитель директора по УВР, «Обновление форм взаимодействия педагогов-наставников с обучающимися (из практики работы СОШ №5)»,   

2022-2023

XIV Ярмарка Инновационных практик педагогов

Выступление Осиповой Н.М.

"Сопровождение профессионального самоопределения выпускников"

2022-2023

Интервью Осиповой Н.М. на радио России. Ярославль. Эфир 01.11.2022 в 18.10

Осипова Н.М.  Эфир 01.11.2022 в 18.10 тема «Профориентация в школе» ( из опыта работы СОШ №5)

2022-2023 Школа была муниципальной инновационной площадкой "Наставничество для развития гибких навыков участников образовательных отношений "(соисполнители)
2023-2024

«Инновационный каскад – 2023» Факультет способов воспитания «Будь лучшим»

Чистова В.К. Тренинг по профессиональному выгоранию педагогов

2023-2024

Муниципальная конференция РДДМ «Движение первых», 2023  Выступление Ошанина К.А

"Организация работы  с «трудными» подростками"

2023-2024

Профессиональное сообщество педагогов-навигаторов «Билет в будущее» и клуб «Амбассадоров» Разработка материалов для методической копилки

Осипова Н.М.  Практики  по теме «Мир профессий».

2023-2024

Муниципальное методическое объединениу  педагогов, ответственных за профориентационную работу   Выступление Осиповой Н.М.

Представление практик из программы «Моя будущая карьера»

2023-2024 Выступление на ВКС "Наставничество" Белолугова С.С  Реализация традиционной модели «Учитель-ученик»
 

Семинар «Наставничество как ресурс развития школы» от 29.02.2024г. СОШ № 5 г. Рыбинск (базовая площадка ГАУ ДПО ЯО ИРО по теме «Инструменты управления ОО для улучшения образовательных результатов обучающихся»)

Давыдова С.А.  Тема выступления: Организация наставничества по модели: «Старшеклассники – младшие школьники – дошкольники» (в рамках открытия медицинского класса)