PRO Наставничество
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов
«Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные
и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской
Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе
наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на
организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества
– система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
1. Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области
Муниципальный уровень
-
Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 № 053-01-09/463-1 «О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»
-
Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 № 053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»
Уровень образовательной организации
- Положение о наставничестве , утверждено Приказом №01-01/117-10 от 30.08.2022
- Положение об индивидуальном сопровождении молодого педагога, утверждено Приказом №01-01/147-05 от 29.09.2023
- Положение о портфолио педагога, утверждено Приказом №01-01/117-10 от 30.08.2022
- План реализации модели Учитель - ученик
- Приказ о наставничестве №01-02/105-32 от 01.09.2022
- Приказ о наставничестве №01-02/107-64 от 01.09.2023
- Приказ о проведении семинара "Наставничество как ресурс развития школы" №01-03/13-01 от 26.02.2024
- Приказ о создании рабочей группы №01-01/04-01 от 13.01.2021
- Техническое задание на период01.02.2022 – 01.12.2023
- ИНФОРМАЦИЯ об инновационной деятельности ОО (МИП, МИПр)
Модели наставничества:
2. Пул наставников
Куратор внедрения целевой модели наставничества в СОШ № 5
ФИО куратора: Савина Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР
Тел.: 24-52-97
E-Mail: sch5.rybinsk@yarregion.ru
Осипова Наталья Михайловна
|
Савина Наталья Владимировна
|
Голеухина Екатерина Михайловна
|
Шибаева Марина Константиновна
|
|
|
|
|
Опыт наставничества по модели
"Учитель – учитель"
"учитель – группа учеников" (профессиональное самоопределени)
|
Опыт наставничества по модели
"Учитель – учитель"
Наставничество конкурсантов профессиональных конкурсов "Учитель года", "Психолог года"
|
Опыт наставничества по модели
"Учитель – учитель"
|
Опыт наставничества по модели
"Учитель – учитель"
|
Должность: Зам. директора по УВР
Педагогический стаж: 27
Уровень образования: высшее
Категория: соответствие занимаемой должности
|
Должность: заместитель директора по УВР
Преподаваемые учебные предметы: Русский язык, литература
Педагогический стаж: 35
Уровень образования: высшее
Категория: Первая категория
|
Должность: Заместитель директора по ВР
Преподаваемые учебные предметы: Физическая культура
Педагогический стаж: 11
Уровень образования: высшее
Категория: Первая категория
|
Должность: учитель
Преподаваемые учебные предметы: История, Обществознание
Педагогический стаж: 37
Уровень образования: высшее
Категория: Высшая категория
|
Задачи:
Продолжение профессиональной деятельности в качестве педагога в данной образовательной организации.
Повышение качества образовательных результатов обучающихся.
Положительная динамика участия молодых учителей, принявших участие в образовательных событиях разного уровня и в профессиональных конкурсов.
Повышение уровня удовлетворенности собственной работой.
Положительная динамика уровня готовности к выбору профессии;
Разработанный вариант получения профессионального образования;
Индивидуальная образовательная программа обучающегося.
|
Задачи:
Продолжение профессиональной деятельности в качестве педагога в данной образовательной организации.
Повышение качества образовательных результатов обучающихся.
Положительная динамика участия молодых учителей, принявших участие в образовательных событиях разного уровня и в профессиональных конкурсов.
Повышение уровня удовлетворенности собственной работой.
|
Задачи:
Продолжение профессиональной деятельности в качестве педагога в данной образовательной организации.
Повышение качества образовательных результатов обучающихся.
Положительная динамика участия молодых учителей, принявших участие в образовательных событиях разного уровня и в профессиональных конкурсов.
Повышение уровня удовлетворенности собственной работой.
|
Задачи:
Продолжение профессиональной деятельности в качестве педагога в данной образовательной организации.
Повышение качества образовательных результатов обучающихся.
Положительная динамика участия молодых учителей, принявших участие в образовательных событиях разного уровня и в профессиональных конкурсов.
Повышение уровня удовлетворенности собственной работой.
|
Чистова Вера Константиновна
|
Белолугова Светлана Сергеевна
|
Ошанин Кирилл Андреевич
|
Костров Давид Ризванович
|
|
|
|
|
Опыт наставничества по модели
"Учитель – ученик"
|
Опыт наставничества по модели
"Учитель – ученик"
|
Опыт наставничества по модели
"Учитель – группа учеников с особыми образовательными потребностями"
|
Опыт наставничества по модели
Учитель – группа учеников с особыми образовательными потребностями"
|
Должность: Педагог-психолог
Педагогический стаж: 7
Уровень образования: высшее
Категория: Высшая категория
|
Должность: учитель
Преподаваемые учебные предметы: Математика, алгебра , геометрия, статистика и вероятность
Педагогический стаж: 11
Уровень образования: высшее
Категория: Первая категория
|
Должность: Зам.директора по безопасности
Преподаваемые учебные предметы: Основы безопасности жизнедеятельности
Педагогический стаж: 4
Уровень образования: высшее
Категория: соответствие занимаемой должности
|
Должность: учитель
Преподаваемые учебные предметы: История, обществознание
Педагогический стаж: 3
Уровень образования: высшее
|
Задачи:
Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы
Рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью
Количественный и качественный рост успешно рализованных образовательных и творческих проектов
Рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы
|
Задачи:
Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы
Рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью
Количественный и качественный рост успешно рализованных образовательных и творческих проектов
Рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы
|
Задачи:
Повышение учебной мотивации и улучшение образовательных результатов обучающихся
Формирование ценностей и активной гражданской позиции обучающихся
Преодоление подросткового кризиса и формирование
Повышение удовлетворенности образовательными услугами
|
Задачи:
Повышение учебной мотивации и улучшение образовательных результатов обучающихся
Формирование ценностей и активной гражданской позиции обучающихся
Преодоление подросткового кризиса и формирование
Повышение удовлетворенности образовательными услугами
|
В 2023 учебном году прошли обучение на КПК по теме: «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика», 36 часов на базе МУ ДПО «ИОЦ» г. Рыбинск – 6 педагогических работников школы: Золотарева Е.В., Ошанин К.А., Савина Н.В., Кучина О.Г.. Осипова Н.М., Костров Д.Р., Чистова В.К.
Стимулирование:
Выписка из Положения об оплате труда
3. Новости
Семинар «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ»
29 февраля 2024 года состоялся семинар «Наставничество как ресурс развития школы» из опыта работы СОШ №5 г. Рыбинска, вышедшей из ШНОР, имеющей статус базовой площадки ИРО по теме «Инструменты управления ОО для улучшения образовательных результатов обучающихся». В работе приняли участие 22 педагога из 15 школ Ярославкой области.
Программа
Школьная команды представила 4 модели наставничества, реализуемых в школе как микропроекты по решению выявленной проблемы: учитель-ученик, учитель-группа учеников с особыми образовательными потребностями, ученики-ученики, учитель-учитель. В моделях задействованы учителя—предметники, администрация школы, ученики медкласса, ученики 5-9 классов, воспитанники подшефных детских садов, внешние партнеры.
4. Методические материалы
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися - Письмо Минпросвещения РФ N АЗ-1128_08
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях - Письмо Минпросвещения РФ от 23.01.2020
Полезные ссылки
Аналитическая справка СОШ №5
Шаблон плана работы с молодыми специалистами
5. Презентация опыта
Результаты для экспертов
Статистика по наставничеству
Портфолио Солнцева А.А.
Год |
Мероприятие |
Тема |
2022-2023 |
|
Чистова В.К, эссе "Мой любимый город"и эссе "Моя мечта" |
2022-2023 |
«Инновационный каскад – 2022» Профессиональная площадка "Мастерская профи"
|
Чистова В.К. Выступление по теме "Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного класса"
|
2022-2023 |
«Инновационный каскад – 2022» Дискуссионная площадка "Наставничество: новые возможности или старые традиции"
|
Кучина О.Г., заместитель директора по УВР; Савина Н.В., заместитель директора по УВР, «Обновление форм взаимодействия педагогов-наставников с обучающимися (из практики работы СОШ №5)»,
|
2022-2023 |
XIV Ярмарка Инновационных практик педагогов
Выступление Осиповой Н.М.
|
"Сопровождение профессионального самоопределения выпускников"
|
2022-2023 |
Интервью Осиповой Н.М. на радио России. Ярославль. Эфир 01.11.2022 в 18.10
|
Осипова Н.М. Эфир 01.11.2022 в 18.10 тема «Профориентация в школе» ( из опыта работы СОШ №5)
|
2022-2023 |
Школа была муниципальной инновационной площадкой |
"Наставничество для развития гибких навыков участников образовательных отношений "(соисполнители) |
2023-2024 |
«Инновационный каскад – 2023» Факультет способов воспитания «Будь лучшим»
|
Чистова В.К. Тренинг по профессиональному выгоранию педагогов
|
2023-2024 |
Муниципальная конференция РДДМ «Движение первых», 2023 Выступление Ошанина К.А
|
"Организация работы с «трудными» подростками"
|
2023-2024 |
Профессиональное сообщество педагогов-навигаторов «Билет в будущее» и клуб «Амбассадоров» Разработка материалов для методической копилки
|
Осипова Н.М. Практики по теме «Мир профессий».
|
2023-2024 |
Муниципальное методическое объединениу педагогов, ответственных за профориентационную работу Выступление Осиповой Н.М.
|
Представление практик из программы «Моя будущая карьера»
|
2023-2024 |
Выступление на ВКС "Наставничество" |
Белолугова С.С Реализация традиционной модели «Учитель-ученик» |
|
Семинар «Наставничество как ресурс развития школы» от 29.02.2024г. СОШ № 5 г. Рыбинск (базовая площадка ГАУ ДПО ЯО ИРО по теме «Инструменты управления ОО для улучшения образовательных результатов обучающихся»)
|
Давыдова С.А. Тема выступления: Организация наставничества по модели: «Старшеклассники – младшие школьники – дошкольники» (в рамках открытия медицинского класса) |